В российских школах цифрами от 1 до 5 принято обозначать уровень усвоения и понимания материала по предметам школьной программы. Такая система оценивания знаний была введена еще в советской школе и является всем нам привычной, но далеко не идеальной, учитывая то, что система фактически 4-х балльная, т.к. оценка «1» практически не используется.
Выставление отметок — это процесс, который требует объективности и одновременно деликатности, т.к. учитель не только оценивает знания, но и оказывает влияние на самооценку.
В «Гармонии» мы имеем возможность отдалиться от отметок, потому что помогаем нашим ученикам готовиться к аттестации, в результате которой ребята и получают единственно важные отметки.
Мы поговорили с директором и преподавателями КЦ «Гармония» об их отношении к отметкам и хотим поделиться базовыми тезисами, которых придерживается большинство преподавателей Гармонии:
✅Наша ценность — учение для узнавания, удивления, обогащения себя как личности, а не для отметки. Это радость и для учителя, и для ребенка.
✅ Мы отдаляемся от отметок, но это не значит, что мы их совсем не ставим. Ставим. Но всегда объясняем, разбираем причины удачи или неудачи. «Отметка» без «оценки» не остается (Важно не путать отметку и оценку. Оценка — словесная характеристика результатов работы школьника, отметка — цифра.)
✅От отметок совсем мы не отходим еще и потому, что это — помощь родителям, которым важно отслеживать успехи ребенка.
✅Обязательными у нас являются отметки за ключевые (контрольные, четвертные и другие) работы. Дополнительные, необязательные отметки учителя ставят, когда считают нужным и уместным.
В заключение хотелось бы сказать, что отметки необходимы, т.к. выводят в систему государственного нормативного оценивания (отметки в аттестате, баллы в сертификате ЕГЭ). Отметки — это показатель общей образованности , но не оценка личности и ее успешности. И все, в том числе дети, должны это понимать.