Многим кажется, что решение олимпиадных заданий по школьным предметам – это для самых продвинутых, умных и очень начитанных учеников. А всем остальным надо просто хорошо подготовиться к государственному экзамену – ОГЭ или ЕГЭ.
На практике все оказывается несколько инач
Во-первых, надо понимать, что сегодня существуют очень разные олимпиады: всероссийская предметная олимпиада, в которой участвуют все школы страны; разные предметные конкурсы, например, Кенгуру или Русский медвежонок; интернет олимпиады, проводимые различными организациями, занимающимися образовательными проектами; олимпиады, которые проводят вузы нашей страны, в том числе, ведущие – МГУ, СПбГУ и др.
При таком многообразии и доступности (большинство предполагает онлайн вариант хотя бы на отборочном этапе) можно выбрать ту олимпиаду, которая соответствует вашим интересам и способностям.
Во-вторых, задания большинства олимпиад не требуют от участника какой-то необыкновенной гениальности, а предполагают, что ребенок увлечен этим предметом, поэтому что-то читает из научно-популярного, смотрит какие-то документальные фильмы, слушает, возможно, какие-то лекции на соответствующих образовательных телевизионных каналах.
Почему все же надо участвовать в таких олимпиадах?
Конечно, интересно побеждать, но это не главное. Хотя призеры всероссийской олимпиады по соответствующему предмету становятся желанными абитуриентами лучших вузов и нашей страны, и за рубежом (там также учитываются подобные достижения), а призеры вузовских олимпиад получают серьезные преимущества при зачислении (либо результат по предмету засчитывается как 100-балльный, либо абитуриент зачисляется вне конкурса). Однако и в плане подготовки к итоговой аттестации работа с олимпиадными заданиями имеет большое значение.
Во-первых, для школьника сразу расширяются границы видения предмета, потому что олимпиадные задания предполагают не только многознание, но, в первую очередь, умение эти знания применять при решении заданий с необычными, интересными условиями.
Во-вторых, и как следствие первого, школьник начинает работать не только и не столько со школьным учебником, а с разными справочниками, вузовскими учебниками, благодаря чему учиться понимать и такую казалось бы сложную информацию еще до того, как попадет в вуз. В-третьих, школьнику приходится при решении очень интересных по форме и содержанию олимпиадных заданий вникать в условия задачи, работать с вопросом, выделять лишнюю информацию и нужную, что конечно же положительно сказывается на его умении вообще работать с заданиями и разными задачами. Как следствие, школьник перестает бояться неожиданных вопросов, что прибавляет ему в целом уверенности на различных проверочных мероприятиях.
Что получаем в результате?
Наш опыт работы с учащимися по биологии показывает, что даже если школьник не становится победителем и призером предметной олимпиады, его уровень готовности к экзамену значительно повышается. Задания ОГЭ и ЕГЭ кажутся до странного легкими, становится понятным, что они довольно однотипны, а значит и подготовится можно весьма качественно. На сегодня наши ученики из профильной группы решают задания ЕГЭ по биологии как части А (обычного уровня сложности), так и части Б (повышенного уровня сложности) не менее, чем на 90 %. И для них это вполне выполнимое требование.
В заключении хочется сказать, что начинать работать с такими заданиями можно в любом классе (всегда будет положительный для вас результат), но если хотите быть действительно победителями, то, как говорится, чем раньше – тем лучше.