Семейное обучение
Что такое семейная форма образования
Консультационный центр «Гармония» является пионером в области сопровождения детей на семейном обучении, и десятилетний опыт работы подтверждает возможность эффективной реализации семейного образования, но при этом мы также должны констатировать, что эта успешность определяется рядом условий.
По новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, она рассматривается как одна из форм обучения вне образовательной организации (ст. 17 гл. 2). Это означает, что школа не несет ответственности за результаты обучения. Вся ответственность за качество образования несовершеннолетнего учащегося возлагается на семью, то есть на родителей.
В школу такой учащийся зачисляется только для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом с родителями составляется договор, предметом которого как раз и является исключительно аттестация их ребенка в качестве экстерна.
Отличие от домашнего обучения
Достаточно часто семейное образование путают с домашним, которое организуется школой для детей, не способных посещать образовательную организацию по каким-либо причинам медицинского характера. Основанием для такого обучения является заключение врачей, подтверждающее его необходимость. В результате педагоги школы проводят занятия с ребенком на дому. Таким образом, в отличие от семейной формы ответственность за результаты образования полностью возлагается на образовательную организацию.
Преимущества семейного образования
Сегодня людям в нашей стране в большинстве случаев кажется нереальной возможность обучать своего ребенка по всем предметам школьной программы дома. Однако, оказывается, что трудолюбивые и располагающие свободным временем родители могут дать своему ребенку качественные знания и даже на уровне, нередко более высоком, чем в школе. Это подтверждается опытом уже многих родителей в России, а также соответствующими исследованиями.
Выбирая такую форму обучения, родители решают многие проблемы:
- рациональная организация обучения,
- исключение негативного влияния на ребенка,
- возможность развивать ребенка в его темпе без эмоциональных и физических перегрузок,
- возможность дать более разностороннее образование,
- возможность сочетания с активной спортивной или творческой карьерой ребенка.
Например, наша олимпийская чемпионка фигуристка Юлия Липницкая довольно продолжительное время обучалась как раз по семейной форме.
Условия успешного семейного образования
Почти десятилетний опыт работы нашего Консультационного центра с такими семьями подтверждает возможность эффективной реализации семейного образования, но при этом мы также должны констатировать, что эта успешность определяется рядом условий.
Одно из таких условий уже было названо — трудолюбие родителей при наличии свободного времени, так как образовательный процесс — это систематическая последовательная деятельность, предполагающая достижение определенного результата.
Если же процесс представляет собой всего лишь потакание нежеланию ребенка ходить в школу, то семейная форма обучения может привести к полной утрате ребенком учебной и познавательной мотивации.
Когда родители определились с планируемыми результатами образования своего ребенка, они должны иметь достаточные навыки организационной деятельности, чтобы процесс обучения стал систематическим, сочетаемым с другими видами занятости ребенка, без его перегрузки. При этом важно, чтобы родители понимали, что те же навыки самоорганизации они должны постепенно формировать и у ребенка. В противном случае объем нагрузки для родителей станет неподъемным, что неизбежно при продвижении от программ начальной школы к программам основной и старшей школы, а, значит, и процесс обучения будет некачественным.
Значимыми также являются способность и готовность родителей подобрать качественных педагогов — помощников по тем предметам, по которым самим родителям не хватает знаний или понимания методики обучения. В этом случае надо уметь согласовывать свое видение результатов образования с позицией нанимаемого педагога.
В том случае, когда родители чувствуют в себе силы обойтись без помощи педагогов, важным является понимание ими того, что педагогический процесс имеет некоторые закономерности, от которых нельзя отмахнуться. Это означает, что родители должны быть готовы к работе с нормативными документами (например, с образовательными стандартами), с программами предметов, с методическими пособиями и т.д., чтобы наиболее эффективно и, по возможности, избегая метода «проб и ошибок», реализовывать обучение. Ведь ребенок — это живой человек, а не объект экспериментов, а, значит, ошибки родителей-педагогов будут проблемами ребенка-ученика.
Кроме того, выбирая семейную форму обучения, надо реально оценивать возможности, способности, желания и потребности своего ребенка. Далеко не все дети хотят быть все время дома, многих устраивает школьная жизнь с ее постоянным общением, возможностью быть на виду, демонстрировать себя, соревноваться с другими. Поэтому решение о семейной форме обучения должно приниматься исключительно из понимания состояния ребенка.
Родители также должны понимать, что в младшем школьном возрасте групповая учебная деятельность является весьма естественной, а значит, если не в освоении школьных предметов, то хотя бы в системе дополнительного образования необходимо организовать ребенку возможность общения со сверстниками.
Важно не забывать и о физическом здоровье и физкультуре, без которых невозможно нормальное физиологическое развитие ребенка.
Также важно, чтобы между родителями и ребенком в процессе обучения были доверительные, бесконфликтные, делового уровня отношения.
Таким образом, мы можем говорить о том, что семейная форма обучения во многом является сегодня весьма прогрессивной новацией российского образования, но ее реализация требует осознания той ответственности, которую берут на себя все члены семьи при осуществлении такого выбора.
Наши услуги в сфере поддержки семейной формы образования
- Правовое консультирование;
- Консультирование и помощь родителям в организации обучения;
- Методическое сопровождение;
- Диагностика учащегося;