Main menu

 

 

logo

Консультационный центр

"С нами гранит науки обратится
в бриллиант ваших знаний"
boy

Подготовка к школе

 

Сейчас многие родители озабочены подготовкой ребенка к школе. К школе начинают готовиться все раньше и раньше. Тут самое главное не "перегнуть палку", не убить мотивацию, не " перекормить знаниями" ребенка, которому по возрасту еще надо играть.

В КЦ Гармония приглашают на занятия по подготовке к школе деток 5-6 лет. Они обязательно построены в игровой форме, т.е. происходит мягкая адаптация к школе, привыкание к партам, тетрадям.
При этом занятия всегда комплексные и включают элементы грамоты, счета, игры для расширения кругозора, развития речи, логики и творчества (программа "Предшкольная пора").
Если выявлены сложности с произношением отдельных звуков, можно организовать занятия с логопедом.
По желанию родителей можно начать изучение английского языка.
В конце учебного года вам будет предложена полная диагностика готовности к школе вашего ребенка. И самое главное - возможность продолжить обучение у нас, поступив в 1 класс.

Расписание занятий понедельник 18.00, среда 18.30.

Запись по телефону 8-9221380133

курс на школу

 Объявляется дополнительный набор в группы!

Приглашаем в 4-й, 5-й, 7-й и 10-й классы!!!

 Обучение в Учебном центре "Гармония" это:

  • индивидуальный подход,
  • качество знаний без перегрузок,
  • опытные учителя,
  • группы 5-6 человек.

Все вопросы задавайте по телефону: 8-9221380133.

1 кл

 

 

Познаем мир и себя в этом мире

 

Мы познаём мир и себя в этом мире.

На неделе «Учение с увлечением» мы с учениками 8 и 10 классов провели Круглый стол, на котором обсудили 2 темы: «Свобода выбора - легко ли это?» и «Кем люди бывают чаще – хозяевами судьбы или жертвами обстоятельств». Неожиданно для нас самих обе этих темы соединились в очень глубоких выводах юных участников. Убедитесь в этом сами.

 стол

Свобода выбора: легко ли это?

- Мое детство проходило в те времена, когда по телевизору было всего 2 программы. Телевизор был черно-белый; программы можно было переключать только вручную, повернув круглую ручку. Все ученики младших классов сначала становились октябрятами, а в 10 лет – пионерами. Наша школа и наш класс мне очень нравились, и мне даже в голову не приходило, что может быть по-другому.

Был ли у нас тогда выбор? Однозначно, был: ходить в музыкальную школу, фотокружок, спортивную секцию или нет, чем заниматься – волейболом, баскетболом, легкой атлетикой, плаванием и т.д.

Был ли выбор «учиться – не учиться» после школы? Тоже был. В те времена существовала единая тарифная сетка. Это значит, что заработная плата инженера 1 категории по всей стране была одинаковая. Существовали еще районные коэффициенты, которые увеличивали зарплату (например, уральский коэффициент 15%), но инженер определенной категории везде имел одинаковую ставку.

Что надо было сделать, чтобы стать, например, инженером? Закончить высшее учебное заведение. И была гарантия, что выпускник вуза будет трудоустроен и будет иметь зарплату больше, чем у человека без высшего образования.

Были ли исключения? Конечно, были – вредное производство. Там без всякого высшего образования можно было получать 300 рублей, но вдыхать при этом пары каких-нибудь веществ, разрушающих организм. И некоторые люди шли на это. У каждого был выбор.

В нынешнее время выбор гораздо разнообразнее. Сегодня вообще непонятно: заработная плата того же бухгалтера, юриста в разных компаниях, в разных организациях может отличаться в десятки раз.

Учебных заведений тоже стало гораздо больше. Специальности появляются постоянно новые, новые и новые. Куда пойти, чем заниматься, работать по найму или самому что-то организовать – выбор стал просто неимоверно широкий.

Стало легче от этого или нет? Вот давайте об этом и поговорим.

Несколько вариантов, в какую сторону можно поразмышлять:

  1. К чему приводят свобода выбора и большое количество вариантов?
  2. Легче ли выбирать, когда вариантов всего два?
  3. Всегда ли есть выбор?
  4. Как связаны выбор и ответственность?
  5. Психологи утверждают, что когда человеку приходится постоянно делать выбор, то это его очень сильно изматывает, утомляет и страшит. Почему?

- Я бы предпочла все-таки иметь выбор, причем, желательно, не 2 варианта, а побольше. Мне нравится выбирать что-то самой, я не люблю, когда люди решают что-то за меня, особенно если я даже не знаю этих людей.

Например, экзамен, и есть только один вариант. Человеку, может быть, легче было бы сдать этот экзамен в виде теста, но там есть только один вариант – писать сочинение, делать доклад. Т.е. если неизвестные мне люди что-то решили, и только так можно сдать экзамен, вот это мне не очень нравится. Вызывает чувство возмущения. Мне больше нравится вариант, когда выбор есть и он достаточно большой. Уж лучше я приму ответственность и решу все сама, но другим людям решать за себя я не дам, мне это не нравится.

- Обратите внимание, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Т.е. когда человек готов брать на себя ответственность, ему не страшно, что вариантов выбора много.

- Я на счет выбора еще. Даже на примере России можно рассмотреть. В Советском Союзе был выбор пойти либо в колхоз, либо на рабочего. Сейчас выборов много, становится больше подражаний этому выбору, и не всегда они качественные. Когда становится больше этих выборов, ты еще больше оглядываешься вокруг.

- В некоторых случаях я вообще ненавижу выбор, например, когда выбор настолько велик, что я не могу сдвинуться с места. Другое дело, когда можно изменять свой выбор. То есть где-нибудь я сделал свой выбор, а потом я могу его через некоторое время изменить.

- Нам сложно сделать выбор тогда, когда мы считаем, что делаем его раз и навсегда. А когда мы знаем, что сможем его в любой момент изменить, принять новое решение, тогда мы начинаем двигаться без опаски.

А вот эта иллюзия, что выбор «судьбоносный», «раз и навсегда», что после него нельзя без ущерба для себя ничего изменить и скорректировать, буквально сковывает многих людей. И они стоят на месте просто потому, что не могут понять, в какую из сторон двинуться. И тут хорошо, и тут неплохо, и тут… А куда идти? И это может длиться годами. И получается, как буриданов осёл, который умер между двумя стогами сена, потому что не смог выбрать, к которому из этих стогов пойти.

- Многие люди, которые сталкиваются с достаточно серьёзными выборами, понятно почему они не могут сделать выбор или не хотят его делать. Возможно, они боятся брать на себя ответственность, и что будет после этого.

- А неизвестность очень страшит?

- Не всегда. Я могу быть уверена, что со мной будет все в порядке. Например, вот хожу я в 11 часов с собакой гулять, и я уверена, что со мной будет все в порядке, потому что у меня собака, и он хоть и мелкий, погрызть запросто может.

- Уверенность тоже играет большую роль. Не то, что пугает ответственность, но если человек уверен, что с ним ничего не случится, либо он вырулит как-то, это помогает.

- У меня такой вопрос: а откуда берется уверенность? Как сделать так, чтобы эта уверенность появилась внутри?

- С действиями. Когда я делаю это много раз и уже не сомневаюсь в результате, что он будет постоянный, один и тот же, то я буду уверен.

С тех пор, когда начинаешь пробовать новое, и у тебя получается. Когда это все развивается, это перерастает в уверенность. Т.е. чем больше действуешь, чем больше пробуешь, тем больше уверенность. Или стоишь на месте, пытаясь выбрать из множества вариантов.

- Вот пример есть, когда меня с водопада хотели вытолкнуть, я говорю, не надо меня с водопада толкать. Потом стою и думаю, прыгнуть или не прыгнуть. Я прыгнул, а второй раз залезаю – и легче прыгать стало!

- Вот еще момент: пытались столкнуть, а потом сам это сделал. Т.е. когда тебя подталкивают к какому-то выбору, какое возникает ощущение? Кому это нравится, а у кого наоборот возникает такое чувство, что «не смейте меня толкать, я сейчас специально, назло вам выберу другое»?

- Когда как. В зависимости от того, кто толкает, от человека зависит. У меня такое было, когда мне родители говорили что-то сделать так, а я делал по-другому, в итоге они все равно оказывались правы. Родителям надо верить, у них все равно какая-то интуиция есть.

- Наверное, хорошо, когда выбор у нас множественный, но на самом деле мы ведь выбираем всегда из двух. Например, с экзаменами. Есть ситуации, когда мы не стали выбирать, потому что не мы решаем, т.е. в данном случае у нас государство решает, освоили мы программу или нет.

- А еще, почему мы иногда хотим выбор лишний? Может, чтобы выбрать тот путь, который наиболее лёгок для меня?

- Насчет и пути, и возможности тоже есть у меня пример. Вот раньше обязательно было работать. Сейчас есть очень много вариантов, из которых можно выбирать, начиная от «кем работать» до «как» работать. Например, те, кто работает на дому, удаленно. Я понимаю, что если у меня есть возможность работать на дому, где мне удобно, а не ходить в офис, то эту возможность я использую.

- А кто решает, есть ли у вас возможность широкого выбора?

- Государство.

- А кто будет решать, есть ли конкретно у тебя возможность работать удаленно, кто предоставляет эту возможность в наше время?

- Во-первых, те, кто собственно эту работу предоставляют, кому нужен кто-то, кто будет работать удаленно. И, во-вторых, я, если мне это нужно.

- Я бы поставила на первое место себя. Т.е. есть мои возможности, я могу это делать, но для того, чтобы получать за это деньги, надо найти того, кому это нужно и кто готов за это заплатить.

- А к чему приводит свобода выбора?

- К мятежу, к неопределенности. Получается как дерево: ты выбрал, а потом снова на каком-то распутье, снова выбор и снова.

- На самом деле, наша жизнь и есть череда бесконечных выборов. Я, может быть, вас немножко удивлю, но КАК среагировать на поведение окружающих – это тоже наш выбор. И мы постоянно выбираем, то ли нам рассердиться и кинуться в драку, то ли нам по-другому как-то отреагировать, и это именно НАШ выбор. То есть не «они нас заставляют», а это мы САМИ выбираем, например, рассердиться.

- Выбирать всегда надо не то чтобы быстро, но стараться сделать скорей. Например, я хочу работать кассиром, но есть другие желающие. Мест не так много, поэтому нужно сделать быстрее выбор.

- Кто согласен с тем, что когда выбираешь рабочее место, надо выбирать быстро?

- Сомневаться нельзя, если сделал выбор, что да, хочешь работать кассиром.

- Возвращаясь к фрилансу (я считаю, это работа на себя). То же самое, допустим, надо быстрее ухватить какой-то заказ, нужно иметь хватку, делать быстро, но при этом и качественно. Я думаю, надо оценить все плюсы и минусы.

- Вопрос ко всем: кому нравится вот это ощущение внутри, что мне нужно успеть, мне нужно оказаться первым, ухватить? Есть те, кто жить без этого чувства не могут?

-Терпеть не могу, не нравится.

- Я могу объединить, наверное, темы три. Во-первых, деловую хватку и принятие быстрых решений, про людей, которым нравится быть первыми, и про сам выбор.

Когда выбор делается, есть такая хорошая поговорка, что надо делать все не спеша, но непрерывно, подразумевается плавно, спокойно и размеренно, а не рывками. И даже если надо принять решение в ближайшие 5 минут, для того, чтобы этот выбор сделать хорошо, в свою пользу, нужно уметь выстроить четкую последовательность в голове, причем быстро, но не торопясь, одно вытекает из другого, и ты совершенно четко понимаешь, что тебе нужно.

И про то, что выбор страшит. Есть люди, которые, становясь перед выбором, либо в ступор впадают, либо начинают метаться. У меня такое было раньше, особенно в детстве.

- Можешь вспомнить, из-за чего был тот страх?

- Это был даже не страх, а ощущение, что долго думать над выбором, тянуть резину нельзя, и еще с этим выбором мне придется долгое время жить. Была просто паника. И поэтому нужно уметь выстраивать четкие соединения в голове, чтобы понять, что тебе нужно (это и к выбору вещей, и дел).

- Затронули очень важную тему о критериях выбора. Т.е. когда перед нами встает проблема выбора, мы должны четко знать, что именно хотим получить в результате. И критерии, которые нас устраивают, нужно подробно прописать. Когда у нас есть определенные критерии, выбор делать намного легче.

- Когда у нас есть 2 предмета выбора, то говорят, нужно подкинуть монетку. И когда еще монетка не приземлилась, мы уже знаем, что мы хотим увидеть. Т.е. выбор уже сделан, но по каким-то причинам мы не можем его принять, но при этом он нам больше нравится. Монетка – только для того, чтобы проверить это, потому что мы не всегда бываем честными перед самими собой, пытаемся что-то изменить, переубедить себя.

- У меня была необычная монетка, я подкидывал ее, чтобы принять решение, и всегда ей доверял. – Там было 2 решки!

- Хороший, кстати, способ. То есть фактически выбор происходит не тогда, когда монета приземлится, а когда решке присваиваешь тот вариант, который больше хочешь.

И очень часто мы выбираем между «хочу» и «надо». А вот это «надо» - надо кому?

- Что касается сложности выбора. Ученые доказали, что это утомляет, значит, выбирать сложно. Если критерии равные, следовательно, вещи одинаковые, то можно выбрать оба варианта.

- Выбор всегда зависит от внешних факторов. Например, я хочу стать юристом, пойти в более разрекламированную компанию, а не в фирму на отшибе.

- Но разве не ты выбираешь, как эти обстоятельства влияют на твой выбор?

- Давайте поговорим о техниках выбора, которых на самом деле множество.

Как вам такой подход: только холодный расчет, чисто своим сознанием выбираем, разложили все по полочкам, написали все плюсы и минусы…? Или другой вариант: тело знает лучше.

- Нельзя из них выбрать что-то одно, надо знать меру и использовать их вместе, как-то комбинировать. Например, сначала используем расчет, смотрим, насколько это выгодно, что это дает, к чему это приводит. А потом определяем, а как это по внутренним ощущениям. Если противоречит твоим убеждениям настолько, что ты и повлиять на это не можешь, и терпеть это не сможешь, тогда лучше этого не делать. Т.е. использовать и голову, и что-то там, внутри, посмотреть с разных сторон.

- Должен быть основной выбор и должен быть еще резерв. Я уже уверен в выборе, уверен, что все сделаю, но знаю, что в один момент могу вылететь и пойти по резерву.

- А может быть и так: вы делаете выбор и делаете шаг, и оказывается, что вот с этой новой точки вам видно гораздо больше и появляются еще новые варианты, и вы из этой точки делаете новый выбор. Потом двигаетесь дальше, делаете еще один шаг – и там еще больше вам открывается. Аналогия: вы стоите, вокруг вас тут – кусты, там – камни, дальше – лес, в другой стороне – река, а хочется попасть вон на ту гору. Как туда добраться? Вам кажется, что самый простой и прямой путь через лесок, и вы на месте. Но если вы поднимитесь на камни и взглянете с более высокой точки, вы увидите, что за лесом – болотце, и там вам не пройти. И оказывается, что совсем рядом, где вода, есть лодка, и можно сесть в эту лодку и подплыть прямо к этой горе. Т.е. не надо мучиться перед тем, как сделать первый шаг. Достаточно просто уверенности, что этот первый шаг чуть-чуть приближает вас к цели. И с этого шага, возможно, вам станет лучше видно весь ландшафт.

- Мне кажется, что вариант, когда любой шаг приблизит тебя к цели, будет работать только в тех случаях, когда свой выбор можно изменить.

- А когда нельзя?

- Например, убийство. Или когда бой, нужно продумать план наступления, чтобы он был четкий, с наименьшими потерями. Когда выбираешь профессию, выбор обратим, всегда можно получить второе образование.

- Кстати, ученые прогнозируют, что нынешние выпускники школ за свою жизнь не менее 5 раз сменят свою профессию из-за того, что всё очень быстро меняется.

Далее изучили и попробовали несколько техник выбора.

(после перерыва)

Кем люди бывают чаще – хозяевами собственной судьбы или жертвами обстоятельств?

- Я часто вижу очереди людей, которые стоят, чтобы заплатить за квартиру, и меня удивляют эти «жертвы обстоятельств», потому что я плачу за квартиру за одну секунду у себя дома! Причем в очереди частенько находятся молодые люди, а не только пожилые. Казалось бы, чего проще: у всех есть Интернет, в шаговой доступности располагаются многочисленные терминалы и банкоматы, но некоторые предпочитают отстаивать длиннющие очереди. Так они жертвы обстоятельств или чего другого?

- Жертвы обстоятельств часто связаны с конформизмом. Они предпочитают следовать за толпой по пути наименьшего сопротивления, нежели сделать собственный выбор.

- Можно сказать, что человек жертва обстоятельств, когда он просто чего-то не знал, не было у него информации, либо произошло какое-то событие внезапно, человек оказался к нему не готов. А когда человек типа жертва обстоятельств, а возможность сделать что-либо у него есть, то это уже нежелание брать ответственность и вообще делать что-то.

- Да, все эти течения вроде фатализма, веры в судьбу происходят от того, что люди не хотят брать на себя ответственность либо что-то предпринимать. Когда я поступала, мы были второй год, кто поступал по ЕГЭ. Естественно, систему никто не знает, ничего не понимает – первая волна, вторая волна, несколько ВУЗов… Я подала документы на исторический факультет и была 99-я в списке, с учетом того, что бюджетных мест было всего 25. 98 человек, которые передо мной с бо́льшим количеством баллов, чем у меня, и они также подали документы на истфаки УрГУ, Москвы, Питера… У моей подруги было на 2-3 балла больше, чем у меня, соответственно в списке она шла раньше меня (95 примерно). Я за час до закрытия Комиссии подошла и просчитала аттестаты и выяснила, что прохожу по баллам – и отдала свой аттестат на истфак. Подруга подошла, посмотрела, что она находится в конце списка, забрала свой аттестат и поехала подавать документы в техникум, настолько она боялась, что не пройдет. Но она всегда хотела стать учителем истории! И ничего не предприняла для того, чтобы уточнить, спросить, узнать, что можно сделать. Т.е. оказалось легче сказать: «Ах, я не поступила, ничего не получилось», чем приложить усилия и изменить свою судьбу.

- Насколько понял из ваших примеров, часто жертвами судьбы становятся люди, которые сами выбрали этот путь, т.е. они сделали свой выбор, только в пользу подчинения тому, что происходит вокруг них. Не берут на себя ответственность, боятся или не могут, может быть, это происходит не потому что они так хотят, а так выходит, но, тем не менее, изначально все люди хозяева своей судьбы. У всех людей есть выбор, но идут по пути наименьшего сопротивления. Может, они следуют примеру родителей, при этом они не думают, что могут выбрать свою модель поведения, их изначально другие люди так научили.

- Насчет примера родителей. Бывают, действительно, люди, делающие выбор, который зависит не только от них. Многое зависит от окружения, от того, что человек видит, читает, к чему имеет доступ, и от окружения живого, т.е. от людей. Если в окружении человека воспитывали, либо он чаще всего видел определенную модель, возможно, он будет следовать ей, либо если его воспитывали как-то, но он увидел что-то другое – в книге, фильме, услышал где-то, что ему запало в душу, – то, возможно, он сделает по другой модели или, сделав свои выводы, пойдет своим путем. Т.е. многое зависит от 2 вещей: от окружения и от человека.

- Давайте ещё раз обратим внимание на то, для чего мы проводим Круглый стол. Ведь цель не только порассуждать над вопросами. Темы свободы и ответственности есть у нас в экзамене по обществознанию, что здесь будет сдавать большинство. Затем, уметь рассуждать, мыслить, приводить примеры - очень важно в реальной жизни.

- А еще происходят интересные открытия внутри, инсайты. Осознание каких-то истин буквально проваливается вглубь и становится вашей частью.

Мы очень многое «якобы знаем», но это все на поверхностном уровне: я слышал, я знаю, но я так не живу.

Подавляющее большинство людей говорят, да я знаю это. Но почему-то поступают по-другому, хотя и знают. Иногда человек начинает понимать и осознавать раза с пятисотого, как это ни странно.

* Какого человека можно назвать хозяином своей судьбы, а какого – жертвой обстоятельств?

* Может ли человек ощущать себя жертвой или хозяином судьбы непрерывно, постоянно?

- Жертва судьбы – один из подвидов хозяина судьбы, потому что ведь человек сам выбрал себе такой путь.

- Да, сам выбрал чувствовать себя жертвой, но чаще всего этого не осознает. Сколько людей на различных ток-шоу всерьёз обсуждают, как жестоко обошлась с ними судьба, родственники.

- Он сам с собой жестоко обошелся, когда такой путь выбрал. А то, что с ним жестоко обошлись люди, так это в нём самом было что-то, что являлось катализатором проблемы.

- Насчет постоянного ощущения себя жертвой. У меня своеобразная философия. Ощущать себя человек может кем угодно, а вот БЫТЬ это уже другой вопрос. И быть постоянно хозяином, мне кажется, нельзя.

- А ты считаешь, что человек может ощущать себя жертвой и быть при этом хозяином?

- Это другое. Есть именно ОЩУЩАТЬ, ПОНИМАТЬ, что ты хозяин судьбы, либо что в этот момент ты действительно жертва, так получилось, что обстоятельства повлияли. А есть вариант, что именно УБЕЖДАТЬ СЕБЯ в том, что ты либо то, либо другое. Надо понимать, что если что-то вышло из-под контроля, то это просто нельзя было контролировать, и ты об этом даже не знал. Есть какие-то убеждения, которые сами не исчезнут, если с ними не поработаешь специально. Нужно знать, что все может меняться, и это нормально, и не надо паниковать, если что-то вышло из-под контроля. Нужна гибкость.

- Тогда такой вопрос: хозяин судьбы это тот, который держит все под контролем?

- Есть 2 варианта: либо это тот, кто всегда все контролирует, либо этот тот, кто понимает, как там все работает, что это нормально, если что-то поменялось. Более плавный контроль. Он понимает, что нет причин для паники, что он сможет как-то вырулить.

- Есть такое выражение - «стиль жизни», это как бы непрерывное состояние. И если взять «быть хозяином судьбы» за стиль жизни, то можно быть им непрерывно, даже не осознавая этого. Но при этом быть.

- Жертва обстоятельств всё равно делает какой-то выбор, т.е. в какой-то момент появляется некоторый контроль, шанс вновь стать человеком, который управляет своей судьбой. Даже жертвы обстоятельств, может, и на короткое время, становятся хозяином. То же самое и хозяин судьбы может чему-то поддаться, толпе, например, и стать жертвой. Те же экзамены взять. Человек, который сдает, не может выбрать, как он будет сдавать, он все равно будет делать так, как есть, он не может ничего изменить. В этот момент он жертва, в остальное время он хозяин.

- Да ему придется сдавать, но он может выбрать способ, как он будет готовиться к этим экзаменам – мучительно и ненавидя этот процесс или просто и эффективно. И это опять его выбор.

- Но ведь ему все равно придется сдавать, так что в этот момент он становится жертвой обстоятельств.

- Невозможно стать жертвой обстоятельств просто так. Человек заранее делает выбор, который приводит его к этой ситуации. К примеру, у меня есть выбор, я могу сделать уроки сейчас на пятницу или сделать это в четверг вечером. Если я сделаю сейчас, я буду готова к пятнице, если в четверг, мало ли что может случиться, я приду не готовой к урокам, и мне поставят 2. И я могу сказать, что я жертва обстоятельств, мне не дали сделать уроки в четверг… Но я же могла сделать их во вторник!

- В чем разница между хозяином судьбы и жертвой обстоятельств, как я это вижу. И тот, и тот делают выбор, но если что-то не получается, то хозяин судьбы говорит, что это я виноват в этом, и я это признаю, я это могу исправить.

- Выкиньте уже на помойку это слово «виноват»! Просто-напросто «я это выбрал», или «это моя ответственность», но никак не вина.

- Жертва обстоятельств тоже делает выбор, если что-то не получилось, говорит, что это из-за вас, вы меня надоумили. Сваливает свою ответственность на других.

- Я понял, главное отличие хозяина судьбы и жертвы обстоятельств – в ответственности. Жертва обстоятельств перекладывает ответственность за всё (за себя, свои действия) на кого угодно, только не на себя. Хозяин судьбы, может, и не всегда на себя берет ответственность, но более трезво, незамутненно это оценивает. Он не говорит, что виноваты все вокруг, но и не говорит, что виноват он, он плывет по течению. Да, в каком-то месте я сделал неправильный выбор, это моя ответственность, я за нее поручаюсь, и тут ничего уже не сделаешь.

- У меня такое бывает, когда я, например, рисую. Когда я понимаю, что рисую не так, как хочу, что-то у меня не получается, мысли при этом текут плавно, спокойно, размеренно: «Вот я рисую, вот я заехала не туда, тут я накосячила, ладно, сейчас исправим. Всё, СПОКОЙНО! Я ПРОСТО ИСПРАВЛЯЮ».

- Вот о чем мы и говорили, не «я виноват и крест на мне», а просто «заехал не туда – сейчас все исправлю, вырулю спокойненько». И ощущение совсем другое, правда?

- Просто спокойное отношение, никакой паники, истерики. Надо спокойно признать, осознать и сделать что-то с этим.

- Итак, подытожим: выгоды «жертвы» - всегда виноват кто-то другой, можно просто страдать и ничего не делать, никакой ответственности. Пожалеют, помогут, подадут.

- Мне писал один человек, что у него очень плохие родители, они не дали ему хорошее образование, теперь у него нет из-за нормальной работы, недостаточно денег, чтобы переехать от родителей. Его не считают членом семьи, он должен платить за свое проживание, за то, что его кормят. Он все время жалуется на них.

- Люди делятся на 2 группы: либо на тех, кто такой бедный, ему не повезло, у него так судьба сложилась, ему надо помочь, либо люди, считающие, что он сам всё в жизни делает. И тех, кто хочет в этом разобраться и что-то действительно сделать – таких мало.

- Когда жертвам обстоятельств предлагаешь свою помощь, они начинают отнекиваться и вскоре перестают с тобой общаться.

- Да, точно. Приведу такой пример. Ко мне подходила подруга и начинала жаловаться на семью, на детей. Я начинала ей объяснять, что нужно сделать, чтобы этого не было. Она молча разворачивалась, уходила на противоположный конец комнаты, подсаживалась к женщинам, которые в ответ на её истории сокрушенно кивали головами и громко осуждали «обидчиков». Понимаете, что надо человеку? Ей не надо было разрешения ситуации, улучшения качества жизни, ей надо, чтобы сказали «да, они плохие, а ты розовая и пушистая, ты молодец, ты бедненькая, несчастненькая». И таких людей, действительно, огромное количество, т.е. подавляющее большинство людей предпочитает стонать, ныть, жаловаться, но ничего не менять.

Итог сегодняшнего Круглого стола.

- Я сегодня понял, как легче выбирать между тем или тем. Я немножко разузнал, что такое выбор. Я понял, кто такие хозяева судьбы и жертвы обстоятельств, мне больше нравится быть хозяином судьбы.

- Разговоры на подобные темы еще помогают понять, как рассуждает человек, как он относится к этому явлению в принципе (опять же, если человек достаточно говорит и если его хорошо слушать).

- В первую очередь мы всегда ставим для себя цель, зачем нам это надо. Если мы идем на это сразу с критическим отношением, то тогда мы ничего для себя полезного не вынесем. Для себя я повторила кое-какие моменты, которые вроде бы и знала, но забыла. Узнала методы выбора, особенно которые с листочками. Очень приятно общаться с людьми, слушать их мнения, мысли, рассуждения, и самое главное, дослушивать до конца и не перебивать. Мне понравилось общаться.

- Услышал пару новых мнений. Но, на мой взгляд, слишком много лишних слов, сложно вытащить суть.

- Насчет лишних слов. Про себя я это обдумывала много раз, в голове все понятно, а вот сформулировать все четко и относительно коротко помогает обсуждение.

- Методы выбора для меня были новы. Особенно мне понравился метод с бумажками, попробую его. Насчет судьбы у меня в голове получилась некая четкая иерархия. Посередине этой пирамиды (многоступенчатость) стоит сама судьба. Снизу – жертвы обстоятельств. А над ней – хозяева, которые этой судьбой и управляют, и может быть, они частично управляют и теми людьми, которые жертвы. Косвенно или прямо.

- Шикарное открытие. На Востоке есть такая поговорка: «Дураки следуют за звездами, а звезды следуют за мудрецами». Можно взять эту поговорку как эпиграф к твоей системе.

- Я об этом давно размышлял, дополнил что-то. Были маленькие помарки, а так-то все понятно.

- Я для себя извлек 2 полезности: как важно именно свое мнение и что ты сам являешься хозяином своей судьбы.

Круглый стол

yandex_45a33765fd7223f9.html

Verification: 45a33765fd7223f9

Правовая помощь в образовании

Консультационный центр "Гармония" приглашает на консультации по различным правовым вопросам в сфере образования:

правовая помощь для родителей, руководителей, педагогов;

правовая поддержка семейной формы образования;

Консультации проводит кандидат педагогических наук

Шереметьева Оксана Юрьевна

Запись по телефону +7 (902) 257 28 34